YouTube-канал     SoundCloud   
  главная    о композиторе    музыка    тексты и рисунки    события    издания    радиопроекты
  Валерий БЕЛУНЦОВ
(1969 – 2006)

композитор и не только



главная   >   музыка   >   электронная музыка   >   «R.PULS / Serratura ruvida», op.138

R.PULS / SERRATURA RUVIDA

электронная музыка

15'

май 1993

opus 138

авторский номер: 381



Эта пьеса — свободное отражение аллегорических образов ранней повести Валерия Белунцова: жилище полуфантастической девушки Сентуны наполнено светом и радостью, хотя снаружи представляется несведущему взору в виде покосившегося сарая, на двери которого висит большой ржавый замок (по-итальянски — «serratura ruvida»). Этот предмет становится своего рода символом, как бы узлом несоответствия между внешним миром и миром Сентуны, навсегда сокрытым от постороннего взгляда… Композиция проникнута ощущением медитативной напряженности; ряд ее разнотембровых блоков объединен тяжелой ритмопоступью пяти словесных рефренов: ими становится ряд заклинательных строф на итальянском языке, начинающихся с различных обращений:
Serratura RUVIDA…
Serratura PERFIDA…
Serratura UMIDA…
Serratura LIVIDA…
Serratura STUPIDA…
(из первых букв прилагательных складывается основное, «заколдованное» название композиции: R.PULS).

Полный текст, использованный в пьесе…

Все строфы имеют квадратную структуру, как бы по-разному проартикулированную в каждом из рефренов, с тяжелыми акцентами на последнем слоге в строке.

В финальном разделе, когда все слова уже исчерпаны, от них остается только стучащий ритмический пульс — основной музыкальный символ композиции.

В образную систему заклинания, обращенного к символическому предмету, входят также «обольстительные» мелодии двух блокфлейт: теноровой и сопрановой. Но в сквозящей «минорности» этих мелодий уже присутствует ощущение недосягаемости желаемого. К тому же они не свободно «парят» в пространстве, а как бы подвержены некоторому воздействию «разнонаправленного магнетизма»: на комплекс реверберационных отражений нижней блокфлейты действует нисходящая огибающая, и эти отражения вместе с затуханием постепенно «сползают» вниз, а на реверберацию звуков верхней блокфлейты — восходящая огибающая — они «уплывают» вверх. Образ плывущей неустойчивости ярко воплощает собой обрамляющая всю пьесу пронзительная органно-духовая квинта: модулированная низкочастотным генератором, она медленно глиссандирует с пределах полутона, при этом два составляющих ее звука вращаются по панораме стереопространства, попеременно оказываясь в разных ее концах.*


* Это фрагмент из первого варианта статьи Ю. Дмитрюковой о музыке В. Белунцова, который не был опубликован. Большая часть текста этой статьи вошла в публикацию «Композитор и не только» в журнале «Музыка для синтезатора» №2-3, 2006


Композиция создана в Термен-центре при Московской консерватории.