ВАЛЕРИЙ БЕЛУНЦОВ (23.05.1969 - 02.01.2006)
композитор и не только
Музыка Поэзия и проза Книги и статьи Сетевые проекты Радиопроекты
Биография Дневники и заметки Фотогалерея Интерактив НОВОСТИ
→ нотные издания
Концерт-презентация
CD «Пентаэдр»
24 марта 2007 г.
Компакт-диск
«ПЕНТАЭДР.
Камерная музыка»
10.02.2006.
Концерт Памяти
Академическая
Электронная
Театральная
Поп/рок/джаз/блюз
Зингферсы
Коллективное творчество
Валерий Белунцов. Концерт Памяти Композитора
10 февраля 2006 г. Московский Дом композиторов
Посмотреть афишу...

Макет программки для распечатки: стр.1-8, стр.2-7, стр.3-6, стр.4-5

Посмотреть фотографии с концерта...

I отделение
АВТОПОРТРЕТ № 3, электроакустическая музыка (1993)

Скачать в формате OGG (13,7 Мб)

посмотреть эскиз партитурыОдно из самых «персональных» сочинений композитора. Странные, необъяснимые «существа» – смычковая собака, девушка-труба – «населяют» это произведение. Помимо традиционно используемых сэмплеров и компьютерных программ, были применены цифровая задержка АДМ-104, сконструированная А.Смирновым, и 512-полосный эквалайзер Д.Жалнина. Эти устройства использованы для обработки голоса автора в разделе, где он последовательно исполняет на шести языках песенку с совершенно необъяснимым текстом: «Justify your zie-zie-zie…». Каждый пласт продолжает звучать, в то время как на него накладываются строфы на других языках, образуя изощренную гетерофонную фактуру, близкую многоголосию русских хороводных песен. Напряжение среднего раздела сменяется просветленной кодой: из умиротворенно журчащего водного потока постепенно выступает мажоро- минорная органная педаль, на фоне которой звучит нежное соло загадочной girl-trumpet («девушки-трубы»)...

ДУГА
для кларнета, тромбона, флейты и двух фортепиано (1990)

солисты ансамбля «Студия Новой Музыки»:
Евгений Варавко, кларнет. Михаил Оленев, тромбон.
Иван Бушуев, флейта.
Наталия Черкасова, Мона Хаба – фортепиано.

Композиция представляет собой «столкновение» двух жанровых противоположностей – вальса и марша – рассмотренных через призму академического стиля музыки ХХ века. Каждая из этих двух противоположностей имеет развёрнутую экспозицию. После этого представлена их борьба, переходящая в единство – в конце композиции расположен довольно сложный полиметрический эпизод.

УГАСАЮЩИЙ СВЕТ для терменвокса и фортепиано (1986)
Лидия Кавина, терменвокс. Владимир Белунцов, фортепиано

Скачать в формате OGG (6,1 Мб)

Одно из 12 сочинений, написанных В.Белунцовым для уникального электронного инструмента. Тембр терменвокса всегда символизировал для композитора человеческое, эмоциональное начало, что связано со способом игры на нём, при котором высота звука зависит непосредственно от движения руки, без «посреднических» механизмов.

WINDY FLYING, электроакустическая музыка (1993)

Скачать в формате OGG (1,2 Мб)

«электронно-романтический эскиз», написан в электронной студии Термен- центра. При создании композиции использовался «Интерактивный синтезатор фраз», встроенный в программу Cubase 2.0 (для Atari), а также авторские сэмплы блокфлейт.

ЛАТУННАЯ ЛУНА, фрагменты цикла на стихи В.Шаламова для мужского голоса, фагота и фортепиано (1990):
ч.6. «Не каждому дано»
ч.3. «Идиллия»

Лауреат Международного конкурса Антон Варенцов, баритон;
Ярослав Кострыкин, фагот; Сергей Лома, фортепиано.

Скачать в формате OGG (3,9 Мб)

Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) – русский прозаик и поэт, создатель одного из самых известных литературных циклов о советских концлагерях («Колымские тетради»).

СОНАТА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО №4 (1992)
Вадим Рыжков, фортепиано

Скачать 2-ю часть в формате OGG (8,8 Мб)

Соната в двух частях, написана в период учебы в консерватории. Считалась автором лучщей из четырех (и весьма заслуженно!). Напряженный психологизм первой части сменяется созерцательностью второй.

ХАЙКУ, тексто-звуковая композиция (2001)
Заслуженная артистка России Инна Агеева, Валерий Белунцов – голоса в фонограмме

Музыкальные иллюстрации к трехстрочным стихотворениям, написанным детьми. Использованы в одноименном радиоспектакле (режиссер – Д.Николаев). Причудливое переплетение светлых песенных эскизов и шумовых фантазий – отражений сложных душевных движений, вызываемых простыми наивными трехстишиями.

II отделение
LACRIMOSA, электроакустическая музыка (1994)

Скачать в формате OGG (5,5 Мб)

Звуковой материал сочинения полностью синтезирован, звуки внешнего мира не используются. Редкий для композитора случай отсутствия текстового материала и фонем. Частые фактурные глиссандо создают ощущение зыбкости, неустойчивости. Нередко используются нетемперированные звукоряды и негармонические спектры звука, создавая атмосферу «тревожной колокольности».

ПЕНТАЭДР, пять характерных пьес для виолончели и фортепиано (1992)
1.Элегия 2.Скерцо 3.Вальс 4.Ария 5.Финал

Максим Золотаренко, виолончель. Владимир Белунцов, фортепиано

Сюита написана для великолепного виолончелиста Максима Золотаренко под впечатлением от исполнения им пьес Габриэля Форе. Пять различных настроений одновременно являются пятью различными взглядами на технику виолончельного исполнения. Композитор использует в полной мере выразительные средства этого замечательного инструмента и его огромный диапазон (голос инструмента в кульминации достигает середины третьей октавы), а также различные приёмы игры.

АВТОПОРТРЕТ № 2 для терменвокса и органа (1991)
Лидия Кавина, терменвокс. Николай Григоров, орган

Тембр терменвокса здесь является здесь аллюзией одинокого голоса чувства, безответно парящего над безразличной снежной равниной (тембр органа). Состояние подавленности и ощущения бессмысленности происходящего близко песне В.Белунцова «Nothing Else», создававшейся в это же время: «Никогда не рад, всегда подавлен, никогда не улыбаюсь, всегда хмур. Нет любви, нет смысла, нет больше ничего, и нечего больше сказать» (пер. с англ.). Однако, в отличие от песни, «Автопортрет №2» содержит и элементы просветлённо-философского мировосприятия.

ЛЮБОВЬ 14, электроакустическая музыка (1998)

Скачать в формате OGG (4,6 Мб)

Поздняя рефлексия на сильное любовное переживание, перенесенное композитором в 14-летнем возрасте. Развитие пьесы – от мрачной статики к всепроникающему движению. Один из элементов фактуры – запись чтения автором его собственного «поющегося стихотворения» – «зингферса», которая постоянно прорывается сквозь толщу звучания в виде коротких преобразованных фрагментов.

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ № 3 (1988). Часть 1
Струнный квартет РНО:
Татьяна Поршнева, Екатерина Царева, Ксения Жулёва, Олеся Гаврикова

Скачать в формате OGG (8,5 Мб)

Экспрессивное сочинение, написанное в период военной службы композитора.

СМЕРЧ В ЛУНЕВЕ, поэма для камерного ансамбля и группы ударных (1983)
Ансамбль «Студия новой музыки», дирижер Игорь Дронов.
С участием В.Гомянина, ударные

Скачать в формате OGG (10,7 Мб)

Эта оригинальная партитура написана 14-летним (!) композитором под впечатлением страшного урагана в Ивановской области. Помимо струнных и духовых инструментов, в сочинении Используется большая группы ударных инструментов (4 исполнителя), в которую входят ветряная машина, там-там, два том-тома, малый и большой барабан, клавес, гольцтон, треугольник, подвешенная тарелка, бонги и парные тарелки.

ПОСТЛЮДИЯ для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано (1996)
солисты ансамбля «Студия Новой Музыки»:
Иван Бушуев, флейта. Екатерина Фомицкая, скрипка.
Ольга Галочкина, виолончель. Михаил Дубов, фортепиано.

Прощание с Музыкой как с самой Жизнью, написанное тонкими романтическими мазками, с большим диапазоном настроений – от светлой меланхолии до трагической экспрессии, – и жанровыми аллюзиями.

МНЕ НУЖЕН ТИХИЙ УГОЛОК (1989-2005)
Музыка, текст и исполнение Валерия Белунцова

Скачать в формате OGG (3,4 Мб)

Песня завершает вокальный альбом «Чайный сервиз», написанный в период службы в армии и записанный в виде фонограммы в начале 90-х годов. Данная фонограмма – это новая версия, записанная в 2005 году.