ВАЛЕРИЙ БЕЛУНЦОВ (23.05.1969 - 02.01.2006)
композитор и не только
Музыка Поэзия и проза Книги и статьи Сетевые проекты Радиопроекты
Биография Дневники и заметки Фотогалерея Интерактив НОВОСТИ
Об эмоциональном дежа-вю
О пиратских программах
Доброе слово и компьютеру приятно
О звуке живом и мёртвом
Интерфейсы и инерционность
О чтении книг
О спаме
Мини-наблюдения: как «консультируют» продавцы-констультанты
Воспоминания: как мы писали «Электронную симфонию»НОВОЕ
Дневники и заметки
В этом разделе находятся просто различные мысли Валерия Белунцова.
О спаме

Сколько плохих слов сказано о так называемом «Спаме»! Как его только не обзывали — и интернет-чумой, и могильщиком электронной почты... Всё это, наверное, правильно, однако меня очень настораживает вот какой момент.

Что такое, собственно говоря, «спам»? Обычно отвечают, что это — невостребованные рекламные объявления. Хочется спросить, а что — реклама так уж часто бывает востребованной именно вами? Например, открываю я почтовый ящик — не электронный, а тот, который висит в подъезде дома. Чем он обычно бывает заполнен? Правильно, листками разных размеров и форм, на которых предлагается всё на свете — строительство сараев, лечение геморроя, колдовство и гадания, получение VIP-номеров на автомобили, продажа дверей и шкафов-купе, аренда грузовиков... И если, например, листки с объявлениями о продаже компьютеров и комплектующих ещё можно назвать кое-как востребованными лично для меня (так как я этим интересуюсь — но всё равно, не каждый же день или даже неделю я покупаю компьютеры, так что востребованность тут тоже довольно сомнительная), то 95 процентов всего остального — тот же спам. Причём этот спам даже вреднее «обычного», компьютерного: если тот можно безвозвратно удалить клавишей Delete, то спам бумажный надо куда-то разместить — тащиться, например, до помойки, или срочно покупать шреддер...

Но это ещё не всё. Помню, когда я был маленький, читал я один фантастический роман. Не помню уже, в чём там заключалась фабула, и каков был сюжет. Однако меня поразила своей бессмысленностью и фантастичностью одна сцена: главный герой едет в метро, поднимается по эскалатору, ему нужно погрузиться в свои мысли, а его сбивает механический голос — «сосиски, сосиски, покупайте нашли сосиски»... Я тогда подумал — надо же, какой маразм, неужели в будущем действительно всё будет так плохо, что в метро на эскалаторе нам будут читать рекламу??? Это казалось просто нонсенсом! И что же — сейчас именно это и происходит, и никто не удивляется и не возмущается. А ведь это тот же спам, пусть он и не имеет «материального» воплощения (а что, «обычный» спам его имеет, что ли?) Здесь, конечно, тоже можно поставить какой-нибудь «спам-фильтр» в виде толстых беруш или оглушительной музыки в плейере, однако такое решение, как легко догадаться, применимо далеко не для всех.

Да что там метро! Когда вы смотрите фильм по какому-либо телеканалу, он доволтьно часто просто прерывается спам-блоками! Причём при этом восприятие самого фильма практически сходит на нет, особенно если это не пустой боевик в стиле Kickboxer, который можно смотреть с любого места и до любого места, ничего не потеряв, а хотя бы что-будь уровня «Матрицы» или, не дай Бог, вообще что-то вроде «Зеркала» Тарковского или «La nave va» Феллини. Между прочим, С.Кара-Мурза писал, что из-за этого способность сознания к целостному мировосприятию вообще постепенно разрушается. Но даже и если не принимать во внимание столь глобальные причины, вред, который наносят эти спам-блоки хотя бы процессу получения удовольствия от фильма, совершенно очевиден. И ладно бы ещё эти блоки были редкими — но нет, в некоторых случаях они даже превышают «полезное» время! Я специально замерял: вполне реальна ситуация 7:9 или 7:8 (7 минут фильма, а потом 8 или 9 рекламного блока), а один раз соотношение было даже 6:10! Да... «обычный» спам по крайней мере не «встраивается» в полезные письма...

Странно, очень странно, что все набросились именно на спам внутри электронной почты, и при этом совершенно спокойно относятся к спаму в других областях. То есть относятся-то к нему совсем не спокойно, от него тоже стонут, причём гораздо больше, чем от «спама» обычного. Однако стонут-то простые пользователи, мнение которых, как выясняется, мало что значит.

Вот недавно была большая попмезная кампания — у спаммера конфисковали машину! И её разыгрывали среди пользователей AOL, которые предположительно от этого спаммера страдали! Гип-гип, ура! Может, это и правильно, однако не приходило ли кому-нибудь в голову, используя прецедентную традицию США, конфисковать таким же образом машину у главы какого-нибудь телеканала и разыграть её между зрителями этого канала, предположительно пострадавшим от спам-блоков внутри фильмов и новостей? Принципиально это было бы то же самое.

Или интернетчиков решили просто сделать козлами отпущения? Если что-то где-то не так, то шишки кидать в интернет проще всего. Здесь вам не только спаммеры, но и Napster, и последние иски к электронным библиотекам, и много чего ещё... И сколько лет уже говорят о необходимости законодательной базы против спаммеров. Нужное дело, что и говорить. А вот если бы вместе с ней создать ещё и законодательную базу против спам-блоков внутри фильмов на телеканалах, сования рекламных листков в ящики и громогласно-оскорбительных голосовых спам-сообщений в транспорте и на улицах, и прочих спам-проявлений, то цены бы этой базе не было.