СЕРЫЙ ДРУГ


«Никогда не следует убивать без крайней на то необходимости», — повернувшись ко мне, сказал Хеллер.

Л. Рон Хаббард,

«Миссия Земля»


В углу прокуренной комнаты, в стороне от нескольких гордо возвышающихся "писюков", запылённый, запачканный, стыдливо прячется серый корпус компьютера ATARI ST1040, производя на окружающих впечатление никому не нужного хлама...

Такую картину мне недавно приходилось наблюдать в двух московских студиях; да и в компьютерном классе московского государственного Института музыки, где я преподаю, картина немногим отличается от вышеописанной1. Неужели компьютеры ATARI стали действительно настолько бесполезны сегодня, что их можно выбрасывать на свалку?

...Ещё лет семь назад (а то и меньше) компьютер ATARI (особенно его модель ST1040 и ей подобные) был неизменным атрибутом "электромузыкальных" студий и просто музыкантов, занимающихся электронной музыкой, а также предметом их гордости и одним из основных рабочих инструментов. Оно и понятно: несмотря на то, что первоначально этот компьютер разрабатывался как игровой, к 1992 году для него было написано очень большое количество музыкального ПО. Кроме того, в поздних моделях ATARI имелся встроенный MIDI порт со стандартными (DIN) входом и выходом. (Конечно, не меньшее количество музыкального ПО было написано и для компьютеров Macintosh, однако последние были существенно дороже и к тому же встроенного MIDI порта не имели). Естественно, для ATARI существовали не только музыкальные, но и разные другие прикладные программы, например, для работы с текстами, телекоммуникационные и т.п.

Помимо всего прочего, на компьютерах ATARI использовался исключительно удобный графический интерфейс пользователя (среда GEM — Graphic Environment Manager). Согласно оценкам многих пользователей, GEM по своему удобству превосходит MacOS; да и вообще долгое время GEM являлся самой "дружественной" для конечного пользователя рабочей средой (по моему личному опыту, связанному с постоянным обучением других — вплоть до появления Windows 95/98 и KDE; а такие оконные горе менеджеры, как в ранних версиях Windows и OS/2, здесь просто "рядом не лежали").


Варвара Васильевна. Что ты думал?

Володя. Поглядеть бы надо…

Варвара Васильевна. Конечно, поглядеть. Вслепую не сделаешь.

Из оперы Р.Щедрина «Не только любовь»


Давайте же вспомним, что представлял собой компьютер ATARI ST1040. Он традиционно поставлялся в виде основного блока, объединённого с клавиатурой, и монитора (монохромного или цветного). в основной блок был встроен 3,5 дюймовый флоппи дисковод. На задней стенке его имелись разъёмы для подключения внешнего флоппи дисковода, жёсткого диска, принтера и монитора, а также разъём RS 232 и маленькая кнопочка Reset2. в некоторых моделях на задней стенке присутствовал также стерео разъём аудиовыхода (формата RCA, по простому именуемого "тюльпан"). Слева можно было увидеть стандартные разъёмы MIDI IN и MIDI OUT, а также специальное гнездо, используемое, в частности, для подключения аппаратных "ключей" к защищённым программам (и для некоторых других целей). Снизу находились разъёмы для подключения мыши и джойстика. Клавиатура ATARI в целом напоминала обычную для сегодняшних пользователей клавиатуру PC; среди её особенностей хочется выделить только замечательную клавишу "Undo", которая практически во всех программах отменяла последнюю операцию3. Монитор же, помимо ручек управления яркостью и контрастностью, имел также и ручку громкости   ведь одновременно с видеосигналом на него передавался и аудиосигнал.

Включив питание, для первоначальной загрузки системы необходимо было вставить в дисковод любую форматированную дискету (хоть чистую), а сама система была "зашита" в ПЗУ. Однако на дискете можно было поместить специальные программы (имевшие расширение .ACC). которые автоматически запускались при загрузке    они могли, к примеру, изменить вид рабочего стола, загрузить кодовую страницу ASCII и шрифт для неё, запустить в памяти виртуальный диск (RAMDISK) и пр. Кстати, файловая система ATARI полностью совместима с DOS4.

На рабочем столе GEM по умолчанию присутствовали иконки для дискет A: и B:, а также, при наличии жёсткого диска, для каждого его раздела. Ещё здесь находилась мусорная "корзина" для удаления файлов, а также верхнее меню, содержащее утилиты для работы с флоппи дисками, настроек рабочего стола, вывода изображения на принтер и пр. А программы запускались — ну конечно! — двойным щелчком мыши на имени исполняемого файла (исполняемые файлы имели расширения .PRG или .APP).

Ну, а какие же программы были доступны пользователю ATARI ST1040? Давайте рассмотрим их по порядку, а при этом будем оглядываться также и на требования дня сегодняшнего.


«А что, при царе плохо было?» — спрашивают участника революции 17-го года.

«Да, вроде, нет — не жаловались…»

«А чего же вы тогда в 17-м году-то устроили?»

«Да мы-то думали, что ещё лучше будет…»

Бородатый анекдот


Начнём с самого "популярного" сегодня использования компьютера  для работы с текстами. Текстовых редакторов и процессоров для ATARI было написано множество. Автору этой заметки наиболее запомнились несколько. во первых, это редактор TEMPUS, который работал "в текстовом режиме" (выводя на принтер текст в виде ASCII последовательности) и используя системные шрифты для вывода на экран, но при этом был многооконным и имел довольно таки мощные средства обработки текстов. Кроме того, был текстовый процессор SCRIPT, который использовал загружаемые шрифты и работал в режиме, который впоследствии назвали WYSIWYG. Кстати, по своим возможностям он был не так уж далёк от небезызвестного MS Word. Обе вышеупомянутые программы (как и многие другие) были полностью русифицированы.

Была также в распоряжении пользователя ATARI масса пакетов для работы с графикой, среди которых встречались как коммерческие, так и Public Domain. Из последних весьма запомнился редактор LITTLE4, который по внешнему виду чем то напоминал Paintbrush (пардон, Paint), при этом, однако, обладая гораздо бОльшими возможностями.

Что касается телекоммуникационных программ, то среди них имелось множество программ терминальных, "дозванивалок" и пр. Помню также пару программ для соединения по PPP. "Полноценных" браузеров с поддержкой графики и прочих прибамбасов (таких, как Opera или Netscape Navigator) лично я не видел (хотя это совсем не значит, что их не было), однако помню несколько клонов браузера Lynx, а также программы для telnet  и ftp соединения.

Ну, и разумеется, были представлены различные музыкальные программы, известные сейчас пользователям Windows, например, секвенцерная программа Cubase (от компании Steinberg). Конечно, никакой "внутренней" звуковой карты в ATARI нельзя было запихнуть, и приходилось пользоваться внешними синтезаторами и сэмплерами. вспомним, однако, что и сегодня многие пользователи PC поступают также, предпочитая звучание внешних модулей звучанию звуковых карт.

Ещё был совершенно замечательный аудиоредактор AVALON от той же компании Steinberg (по каким то совершенно необъяснимым причинам он, в отличие от Cubase, не был портирован впоследствии на платформу PC/Windows). в нём имелись три секции: секция преобразования волновой формы (как в программах Sound Forge или WaveLab), секция модульного синтеза (современные пользователи Windows могут найти нечто похожее в программе Virtual Waves) и секция спектральных преобразований (эта возможность в столь удобной форме пока что не реализована ни в одной Windows программе). Правда, вся работа с волновой формой происходила в оперативной памяти (так как работа с жёстким диском хоть и предусматривалась, но была опциональной); а оперативной памяти в модели ST1040 могло быть максимум 4 мегабайта (по умолчанию   1 мегабайт)5, то есть приблизительно на полминуты музыки (записанной с CD качеством). Зато программа была хорошо "заточена" под обмен звуками с различными сэмплерами, как по MIDI, так и через SCSI интерфейс6. Кроме того, имелась возможность подключения внешнего звукозаписывающего устройства через полноценный 16 битный ЦАП (подобный ЦАП мог быть, к примеру, встроен в "ключ" защиты программы AVALON).

Для звукового синтеза могла быть использована очень интересная программа SoftSynth, также не имеющая Windows аналогов. А практически все имевшиеся к тому времени разработки компании DigiDesign (Sound Designer, Turbo Synth и пр.) тоже были портированы на платформу ATARI. Кроме того, имелись и программы нотного набора и вёрстки, среди которых выделялся мощный пакет Score Perfect (в настоящее время имеется его Windows версия, выполненная, кстати, с некоторыми прибамбасами "в стиле ATARI": к примеру, курсор в режиме "система занята" превращается в этой программе не в стандартную Windows форму, а в симпатичную ATARI евскую "пчёлку").

Ну, и конечно же имелись программы для управления БД, электронные таблицы, различные средства разработки, языки программирования; а уж о играх и говорить не приходится. Итак, в наличии был полный "джентльменский набор"! А поскольку ATARI 1040ST базировался на процессоре Motorola 68000, как и ранние модели Macintosh, то было вполне естественным появление очень быстро работающих Macintosh эмуляторов (можно было прямо таки забыть, что перед тобой ATARI а не одна из ранних моделей Mac; правда, ATARI, разумеется, не умел самостоятельно "выплёвывать" дискетку в Mac стиле).

Самое смешное, что многие возможности, доступные на ATARI ST ещё в 1992 1993 годах, были достигнуты на платформе PC/Windows только к 1995 1996 г., а то позже. Разумеется, поскольку прогресс идёт всё дальше и дальше, (в то время как компьютеры серии ATARI перестали выпускаться7), сегодня большинство Windows программ уже "впереди". С другой стороны, ещё и сегодня для многих задач вполне может подойти старый добрый ST1040. Кстати, дискетку с его данными (например, текстом, MIDI файлом или аранжировкой Cubase) впоследствии можно вставить в PC, чтобы продолжить или завершить работу в Windows-версии программы.


Но я хочу быть с тобой,

Я хочу быть с тобой,

Я так хочу быть с тобой,

Я хочу быть с тобой и я буду с тобой…

Песня группы «Наутилус Помпилиус»



Bполне естественно, что бывшие пользователи ATARI (в особенности та их часть, которая использовала программы, не портированные на PC/Windows, и/или игры) часто испытывают ностальгию по "старому другу". Поэтому один за другим появляются программные эмуляторы ATARI для DOS (и Windows). Почти все эти эмуляторы бесплатны или "шароварны", и могут быть "скачаны" из Internet (например, с http://www.cus.umist.ac.uk/~bfozard/utils.html). Особенно удачным представляется эмулятор с витиеватым названием PaCifiST, который успешно эмулирует практически все функции ATARI, в т.ч. функции MIDI интерфейса и аудио. Единственной проблемой бесплатных эмуляторов является то, что на TOS ROMs (ПЗУшные образы системы в ATARI) до сих пор действует довольно жёсткий копирайт. Однако если у вас есть компьютер ATARI, то значит, вы законно владеете вместе с ним и реализацией TOS ROM! Поэтому обычно к эмуляторам прилагается вместо самих TOS ROMs программа ROM дампа позволяющая скопировать TOS ROM вашего старого ATARI. (Конечно, если поискать, то можно и просто скачать из Сети "нелегальные" TOS ROMs.)

Кстати, будучи запущен из под DOS, PaCifiST оказывается "полноценным" эмулятором: в программе нет средств выхода, и вплоть до выключения компьютера можно вообще забыть, что работаешь на PC. А если запустить его из Windows 95/98, то можно будет легко переключаться между "ATARI" и Windows: сочетаний типа Alt Tab и Alt Esc эмулятор не ловит". Если у вас имеется несколько различных TOS ROMs, то в ini файле можно выбрать один из них для данного сеанса работы. в том же ini файле можно определить и точку монтирования каталога "PC Harddisk", доступного из эмулятора: это может быть как корневой каталог, так и любой другой (в последнем случае доступ из эмулятора к жёсткому диску PC будет ограничен указанным каталогом). Кроме того, можно настроить видеорежим (разрешение и цветность), "виртуальное" количество ОЗУ, скорость работы (на очень быстрых современных машинах может возникнуть желание принудительно замедлить скорость работы эмулятора и т.п.)

...Итак, заканчивая работу, я закрываю программу Script и, вздохнув, переконвертирую написанное в какой нибудь другой формат, например, Word Perfect. На всякий случай, для совместимости...

1 Однако по несколько другой причине: там перестала функционировать мышь, а её совершенно невозможно найти в продаже (отдельно).

2 Кстати, наверное она не случайно была сделана столь маленькой и незаметной, в отличие от крупной кнопки прямо на «морде» большинства PC: как правило, пользователю ATARI не приходилось ей пользоваться (в отличие от пользователя DOS или Windows).

3 То есть то, для чего в Windows приспособили сочетание Ctrl-Z — тоже довольно удобно, обе клавиши расположены почти рядом.

4 Однако если дискета отформатирована станадртным матодом на ATARI, то её скорее всего не удастся прочитать из DOS. Для полной совместимости дискету нужно дибо форматировать из DOS, либо специально «попросить» ATARI «говорить на понятном DOS’у языке».

5 Эти числа сейчас, мягко говоря, не особенно впечатляют, но ведь на дворе был ещё 1992 год!

6 SCSI-адаптер мог быть дополнительно установлен внутрь ATARI.

7 Последней моделью этого компьютера был «FALCON», выпущенный в 1994 году.